Правозащитника Олега Орлова [Внесен(а/о) в реестр иностранных агентов](по версии Минюста признан иноагентом) в ночь с 11 на 12 апреля этапировали из московского следственного изолятора «Водник» в СИЗО-1 Самары до апелляции.

О том, что его перевезут, ни супруге Орлова Татьяне Касаткиной, ни его адвокату, ни самому правозащитнику не сообщили. Соратники Орлова узнали, что он в Самаре, из его письма. У правозащитника не было достаточно времени собрать вещи и подготовиться к этапу.

В четверг, 11 апреля, когда начался этап, судья выдала Касаткиной разрешение на свидание, которое должно было состояться на этой неделе. При этом, как утверждают правозащитники, судья не могла не знать о готовящемся этапе.

Ранее супруга Орлова попросила в заявлении не отправлять её мужа из Москвы до официального вступления приговора в силу. У Орлова серьёзные проблемы со здоровьем, а она является его единственной родственницей.

В конце февраля 71‑летнего сопредседателя «Мемориала» Олега Олова приговорили к 2,5 годам колонии общего режима по обвинению в «дискредитации армии». Мужчине ужесточили наказание, заменив штраф в 150 тыс. рублей на реальный срок из-за статьи, в которой он осудил политический режим, установившийся в России.

Статья была написана более года назад. И тогда некоторым моим знакомым казалось, что я слишком сгущаю краски. Но сейчас совершенно очевидно – я нисколько не преувеличивал. Государство в нашей стране снова контролирует не только общественную, политическую, экономическую жизнь, но и претендует на полный контроль над культурой, научной мыслью, вторгается в частную жизнь. Оно становится всеобъемлющим. И мы это видим, – сказал Орлов в последнем слове в суде.

В Замоскворецком суде слушается иск правозащитника к Минюсту об оспаривании статуса «иноагента».

Адвокат Катерина Тетрухина не знает, в каком состоянии сейчас находится осужденный. Пока Орлов на этапе, он лишён нормального питания, медпомощи и связи с родственниками.

По мнению адвоката, такая практика этапирования в колонию до вступления приговора в силу незаконная и применяется ко многим заключённым, что является нарушением права на защиту и нарушением презумпции невиновности. Орлов лишен свиданий с адвокатом. Они не могут встретиться для подготовки своей позиции в апелляционной инстанции.

Ранее стало известно, что в СИЗО-5 «Водник» Орлову почти сразу предложили подписать согласие на участие в «специальной военной операции».

Олег Орлов несколько десятков лет выступает против войн. Правозащитник рисковал жизнью в Будённовске, согласившись стать добровольным заложником, чем помог спасти более тысячи человек. Всю жизнь Олег Орлов борется за свободную Россию.